МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ПИС Для выполнения курсовой работы потребуется установка программы BPWin 4.1.4 (изучается в курсе). Допускается использование других программных средств аналогичного назначения, но, так как они не рассматриваются в процессе обучения, то все вопросы их изучения, применения и трактовки ложатся на студентов. Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям методических указаний по оформлению. 1) Для моделирования в курсовой работе следует подобрать деятельность или участок деятельности какой-либо компании (удобно по месту собственной работы). Лучше исследовать не работу компании в целом, а одного (своего) отдела или даже должности (участка работ. технологии и т.п.). Студент должен понимать протекание всех процессов, и уметь оценивать их состояние. 2) Создать функциональную модель "как есть" (отражает текущее состояние дел). - Привести в пояснительной записке (ПЗ) словесное описание изучаемой деятельности с подробностями, необходимыми для построения модели (по мере разработки модели может потребоваться дополнение или изменение первоначального описания). - Указать ШИРИНУ модели (определить границы модели) - какой набор операций будет охвачен и почему (что в входит в изучаемую модель, а что является внешней средой). - Указать ГЛУБИНУ модели (уровень детализации) - насколько подробно будет изучаться деятельность и почему (глубина должна быть чётко связана с подробностью описания предметной области, ведь модель отражает предметную область). - Сформулировать ЦЕЛЬ моделирования. Привести её в ПЗ и ввести её в модель (меню Edit / Model Properties / вкладка Purpose). - Привести возможные для данной ситуации точки зрения на деятельность компании и обосновать точку зрения, принимаемую за основную для моделирования, и тоже внести её в модель (меню Edit / Model Properties / вкладка Definition). - Составить набор диаграмм (не менее трех уровней декомпозиции), описывающих выбранный участок деятельности компании (отдела, должности). - В ПЗ привести также дерево функций (дерево диаграмм), а также все диаграммы. - Для каждой диаграммы привести описание смысла всех блоков и всех дуг (описания скопировать из словарей модели). В ПЗ описания всех диаграмм должны приводиться единообразно (возможно, в табличном виде). Для получения списка всех объектов модели можно использовать функцию BPWin по содания отчётов (меню Tools / Reports). 3) Провести анализ модели "как есть". - Выявить недостатки организации процессов. Привести их в ПЗ и описать их причины (типичные недостатки приведены в приложении ниже). - Для каждого выявленного недостатка в ПЗ привести соответствующие участки диаграмм, на которых он проявляется. 4) Построить модель "как надо". - Для каждого выявленного недостатка найти и описать в ПЗ возможные варианты его устранения. Если способов несколько, то обосновать выбор оптимального. - В ПЗ построить новые варианты диаграмм (показать, как было и как стало) с описанием сделанных изменений. - В ПЗ привести полный окончательный вариант модели "как надо". 5) Выполнить анализ рыезультатов моделирования. - Определить зоны ответственности должностей (подразделений): составить таблицу, где в строках указать все функции (блоки) модели, а в столбцах - работников, участвующих в этих функциях. Учесть руководителя компании. На пересечении соотвествующих столбцов и строк поставить крестик. - Определить функционал конкретных должностей - на основе предыдущей таблицы составить описание действий, выполняемых работником на конкретной должности (то есть расшифровать, что именно делает работник в тех функциях, в которых участвует, например, при консультации с клиентом производится сбор данных о клиенте, выявление пожеланий клиента, разъяснение характеристик товара, информирование об условиях продажи товара...). - Сформулировать требования к претендентам на рассматриваемые должности (на основе двух предыдущих действий): описать необходимые для выполнения служебных обязанностей знания, навыки и умения (например, для грузчика: образование не ниже среднего, права на управление складским погрузчиком, квалификация такелажника). Также для каждой должности нужно указать перечень применяемых при работе классов компьютерных программ, техники и оборудования, специфические требования. - Для каждой функции модели определить возможные затруднения, которые могут возникать при её выполнении. Например, при доставке товара до квартиры могут возникнуть затруднения при подъёме товара (нет лифта, узкие лестничные пролёты), сложность подъезда к дому, автомобиьные пробки, отсутствие клиента при доставке товара... ПРИЛОЖЕНИЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ - Бесполезные работы (функции) - не имеют выходов или их результаты нигде не используются). - Функции описаны неправильно (описание не соответствует действительности), либо функции имеют какой-то не отражённый в модели смысл. - Работы не имеют входов (результаты формируются из пустоты) (теоретически могут существовать). - Неуправляемые работы (не определены правила / ограничения их выполнения). - Функции находятся в модели на одном и том же уровне, а на самом деле относятся к разными уровням. - Дублирующиеся работы (выполняются по несколько раз разными сотрудниками или на разных уровнях управления). - Функции выполняются работниками, не имеющим к ним отношения или с несоответствующей компетенцией. - Неэффективный документооборот (нужный документ не оказывается в нужном месте в нужное время). - Функции считаются внутренними, а на самом деле являются внешними (не являются элементом системы, не зависят от неё, например, все действия клиента). - Отсутствие обратных связей по управлению (результат никак не влияет на правила выполнения работы). - Отсутствие обратных связей по входу (объекты или информация используются нерационально, то есть не учитываются остатки, не может заново перерабатываться брак...) и т. д.